I. Стекольное производство
(1860-1945года)
II. Переходный период
(1945-1946 года) 

III. Деревообработка
(1946 - 2000 год)

IIII. Памятные даты в истории поселка Сарс.
Решение проблемы
Так начиналась деревообработка.
Развитие энергетики
Цех № 2
Цех № 4
Цех № 3
Цех № 1
Цех № 1, лаборатория, ОТК
Цех № 10
Транспортный цех
Строительство
АТС
КТБ
Поссовет
Почта
Сарсинская больница
Сарсинская школа
Воспоминания о муже и себе
Сарсинское лесничество
Женсовет
Награжденные работники

Деревообработка (1946 – 2000г.г.)

Николай Александрович Южанинов, начальник котельной с 1973 года
Развитие энергетики

       Первое упоминание об энергетике относится к 20-м годам. Именно в 1924 году на заводе запущена лесопилка  для механизации работ задействованы электромоторы.
В 1925 году на заводе установили новую динамо – машину. В это же время была создана служба энергетика.
       В конце 1945 года энергохозяйство, т.е. электростанция завода, находилась по ул. Ульянова. На мысе, выступающим в пруд, стояло здание, построенное из бутового камня. Это была электростанция завода в трехстах метрах от дома № 5, ныне стоящего. Крыша этого здания была деревянной, поэтому она частенько горела. Но в то время на заводе уже была пожарная команда. Правда, вместо машины была конная тачанка с бочкой и ручным насосом. Полностью крыша электростанции никогда не сгорала. Пожарные знали свое дело. Самое узкое место одной стороны пруда до другой соединялось мостом на сваях. С 1945 по 1950 год на электростанции было установлено оборудование- «локомобильная установка «СК-4» с мощностью генератора 240 кВт*час и дизельная электростанция, мощность которой остается неизвестной, но, по – видимому, не менее 240 кВт*час, т.к. во время ремонта локомобильной установки подача электроэнергии не прекращалась.
     
Снабжалась электростанция водой непосредственно  из пруда, который  трубами был соединен с питательными колодцами локомобильной установки, поэтому вода самотеком поступала в колодцы. На электростанции были свои очистные сооружения, где конденсат от паровых машин очищался от масла.

      
Насосная станция (водокачка) находилась на другом берегу, с правой стороны моста. Там стояло деревянное здание 6*6 метров, в котором были установлены три насоса с электрическим приводом.

      
На месте установки водокачки находился большой родник, из которого производился забор воды. Вода с водокачки поступала на электростанцию по трубам, которые были проложены рядом с мостом по дну пруда. Также вода подавалась на стекольный завод.

       
Во время войны на заводе работали установки по приготовлению газированной воды для питьевых нужд.

Начальником электростанции в 1945 году был Вересов Гаврил Сергеевич .
Машинистами на котлах были:

Глухов Иван

Смолин Геннадий

Кокшаров Василий

Медведев Владимир

Иудин Георгий

Одинцев Генрих

Киселев Григорий

Запевалов Иван

Соломеин Геннадий

 

из женщин - машинисток сохранилась в памяти Зоя Павловна Одинцева.
         На насосной станции работали Ганакова Вера Борисовна, Сердитых Анна, Зимина Ольга,  Настя Запевалова.
        
Топливом для котельной служили дрова, которые весной сплавлялись из Пикановки по речкам Сарс и Ольховка с Осиновой горы и из 13 квартала, а также отходы лесопиления.

        
Хочется отметить, что рядом с электростанцией находилась лесопилка, которая обеспечивала пиломатериалом потребности завода и населения. Старшим лесопильщиком был Дмитрий Бабушкин. Также неподалеку находилась мельница с электроприводом. На мельнице размалывали зерно, которое на подводах привозили из деревень. Подвод скапливалось много, поэтому внутри здания было отведено помещение, где отдыхали ожидавшие очереди, прибывшие и приехавшие для размола зерна.

Мельница работала круглосуточно. Главным мельником был Прибылев Александр, а помощницей была его жена Аксинья. Также помогал своему отцу и его сын Владимир Прибылев.
          Ниже плотины была построена общественная новая баня. Баня работала шесть дней в неделю, из которых три дня, были объявлены для женщин и три дня - для мужчин. Обслуживание посетителей было хорошее, плата - недорогой, поэтому народу было много, иногда скапливалась очередь. Баня отапливалась дровами. Заведовала баней Юшина, она была из Ленинграда. В этой бане для нее было отведено небольшое помещение, в котором она жила, продавала билеты, руководила истопниками. Вода в баню поступала из пруда самотеком т.к. стояла ниже плотины. Невдалеке от бани, на другой стороне сливного моста, также ниже плотины, стояло здание, сколоченное из досок. В этом здании из пихтовых веток вырабатывали пихтовое масло, его использовали для автомобилей вместо бензина. Называлось все это – «Пихтоварка».
         
Кто работал на  этом производстве, неизвестно, но хорошо помню, что все пихтовые деревья вблизи поселка стояли с отрубленными ветками, только верхняя часть дерева, метра в два, была с ветками. Очевидно, из этих пихтовых веток и готовилось пихтовое масло.

          Так как завод находился в ведении комитета по оборонной технике, то после окончания войны,  в 1945 году стекольное производство было закрыто, и на базе этого производства стала развиваться деревообработка.
          
Для восстановления разрушенных городов потребовалось много строительного материала, в том числе и из древесины. На базе корпуса стекольного производства образовали цех № 4 по выпуску столярных изделий, дверных и оконных блоков, стулев, выпускались и чертежные доски.

           Для сушки пиломатериалов были смонтированы сушильные камеры. Элементами теплопередачи служили ребристые трубы, в которые подавался пар. Для выработки пара был построен корпус, где были установлены два паровых котла модели «Шухова». Пар, вырабатываемый в котельной, использовался в сушильных камерах, для отопления столярного и ремонтного цехов.
          
Вода для котлов подавалась с насосной станции, а электричество для освещения - с электростанции.

           Топливом для котельной служили отходы от столярного производства, от лесопиления и дрова. В это время от электростанции до котельной через мост была проложена узкоколейная железная дорога. По ней  на тележке перевозилось топливо от лесопилки на котельную, а из столярного цеха отходы на котельную и электростанцию, в зависимости от сложившейся ситуации. Тележка от электростанции до столярного цеха передвигалась при помощи лебедки, установленной в столярном цехе, а обратно той же лебедкой тележку спускали на электростанцию. Бывало, что тележка отцеплялась от троса и тогда, набрав скорость, она по железной дороге докатывалась до мельницы без всякой железной дороги. Этот вид доставки топлива дожил до самого конца существования электростанции, т.е. до 1953 года.
            В 1950 году на котельной, по неполным данным, старшими кочегарами работали Игошев Илья, Санников Михаил, Волков Леонид, Южанинова Таисья. Кочегарами –Фефелова Татьяна, Кашина Александра и другие.
            На конец 1949 года энергетическое хозяйство завода имело: локомобильный агрегат с генератором 240 кВт*час – 1 шт., дизельный агрегат, два котла системы «Шухова», водокачку с системой водопроводов.
        

Машинисты локомобильных котлов, 1953год. 1 ряд: Прибылев М., Бабин И., Соболев В., Игошев Н., Петров В.,Лоскутов А.; 2 ряд: Кузнецов И., Хеликов А., Сибиряков И.П., Аверичев В., Можаев В., Скобелев Н.; 3 ряд: Карамав И., Никитин А., Аверичев Б.; 4 ряд: Мяконьких Д., Журавлев П., Волков Г., Семиряков И., Смолин Г., Власова А., Андриянов П., Медведев В.

    Пруд, от которого питались водой электростанция, пихтоварка, общественная баня, являлся стратегически  важным объектом для завода и поселка, поэтому туда был назначен смотритель. Насколько я помню, фамилия его была Овчинников. В критические моменты весенне – осеннего разлива к спасению пруда привлекались в первую очередь пожарная часть, как самая организованная, а также цеха и население. Такое бережное отношение к прудам (а вода - это запас энергии) было вплоть до 1990 года.  Без развития энергетики развитие завода и поселка было бы невозможным. При рассмотрении вопроса о расширении завода первым был поставлен вопрос расширения энергетики, поэтому на заводе в первую очередь построили новый корпус для установки трех котлов локомобильного типа с паровыми машинами СК-4 и электрогенераторами 240 кВт*час каждый. 
     
В январе 1951 года была введена в действие первая локомобильная установка, а в 1953 году были пущены в работу все три машины. Старая электростанция была демонтирована, в оставшемся корпусе разместили фуражный склад для конного двора, который был построен на территории электростанции. Конный двор имел до 40 лошадей и вплоть до 1977 года являлся транспортным цехом под № 6.
      Одновременно со строительством корпуса под локомобильные машины строилась и новая водокачка (водонасосная станция). Для водонасосной станции построили два здания в кирпичном исполнении и бетонный резервуар емкостью 200 м3, где подвергалась обеззараживанию и насосами подавалась по трубопроводам в башню. Высота башни была 25 метров, объем бака 20 м3. Башня была автоматизирована. При наполнении бака в насосную подавался электрический сигнал на остановку насосов.

Продолжение

Hosted by uCoz