Деревообработка (1946 – 2000г.г.)
Николай Александрович Южанинов, начальник
котельной с 1973 года
Развитие энергетики
Первое упоминание об энергетике относится
к 20-м годам. Именно в 1924 году на
заводе
запущена лесопилка для механизации работ задействованы электромоторы.
В 1925 году на заводе установили новую динамо
– машину. В это же время была создана
служба
энергетика.
В конце 1945 года энергохозяйство, т.е. электростанция
завода, находилась по ул. Ульянова.
На мысе,
выступающим в пруд, стояло здание,
построенное
из бутового камня. Это была электростанция
завода в трехстах метрах от дома №
5, ныне
стоящего. Крыша этого здания была деревянной,
поэтому она частенько горела. Но в
то время
на заводе уже была пожарная команда.
Правда,
вместо машины была конная тачанка с
бочкой
и ручным насосом. Полностью крыша электростанции
никогда не сгорала. Пожарные знали
свое дело.
Самое узкое место одной стороны пруда
до
другой соединялось мостом на сваях.
С 1945
по 1950 год на электростанции было
установлено
оборудование- «локомобильная установка
«СК-4»
с мощностью генератора 240 кВт*час
и дизельная
электростанция, мощность которой остается
неизвестной, но, по – видимому, не
менее
240 кВт*час, т.к. во время ремонта
локомобильной
установки подача электроэнергии не
прекращалась.
Снабжалась электростанция водой непосредственно из пруда, который трубами был соединен с питательными колодцами
локомобильной установки, поэтому вода
самотеком
поступала в колодцы. На электростанции
были
свои очистные сооружения, где конденсат
от
паровых машин очищался от масла.
Насосная станция (водокачка) находилась на
другом берегу, с правой стороны моста.
Там
стояло деревянное здание 6*6 метров,
в котором
были установлены три насоса с электрическим
приводом.
На месте установки водокачки находился большой
родник, из которого производился забор
воды.
Вода с водокачки поступала на электростанцию
по трубам, которые были проложены рядом
с
мостом по дну пруда. Также вода подавалась
на стекольный завод.
Во время войны на заводе работали установки
по приготовлению газированной воды
для питьевых
нужд.
Начальником электростанции в 1945 году был
Вересов Гаврил Сергеевич .
Машинистами на котлах были:
Глухов Иван |
Смолин Геннадий |
Кокшаров Василий |
Медведев Владимир |
Иудин Георгий |
Одинцев Генрих |
Киселев Григорий |
Запевалов Иван |
Соломеин Геннадий |
|
из женщин - машинисток сохранилась в памяти
Зоя Павловна Одинцева.
На насосной станции работали Ганакова Вера
Борисовна, Сердитых Анна, Зимина Ольга, Настя Запевалова.
Топливом для котельной служили дрова, которые
весной сплавлялись из Пикановки по
речкам
Сарс и Ольховка с Осиновой горы и из
13 квартала,
а также отходы лесопиления.
Хочется отметить, что рядом с электростанцией
находилась лесопилка, которая обеспечивала
пиломатериалом потребности завода и
населения.
Старшим лесопильщиком был Дмитрий Бабушкин.
Также неподалеку находилась мельница
с электроприводом.
На мельнице размалывали зерно, которое
на
подводах привозили из деревень. Подвод
скапливалось
много, поэтому внутри здания было отведено
помещение, где отдыхали ожидавшие очереди,
прибывшие и приехавшие для размола
зерна.
Мельница работала круглосуточно. Главным
мельником был Прибылев Александр, а
помощницей
была его жена Аксинья. Также помогал
своему
отцу и его сын Владимир Прибылев.
Ниже плотины была построена общественная
новая баня. Баня работала шесть дней
в неделю,
из которых три дня, были объявлены
для женщин
и три дня - для мужчин. Обслуживание
посетителей
было хорошее, плата - недорогой, поэтому
народу было много, иногда скапливалась
очередь.
Баня отапливалась дровами. Заведовала
баней
Юшина, она была из Ленинграда. В этой
бане
для нее было отведено небольшое помещение,
в котором она жила, продавала билеты,
руководила
истопниками. Вода в баню поступала
из пруда
самотеком т.к. стояла ниже плотины.
Невдалеке
от бани, на другой стороне сливного
моста,
также ниже плотины, стояло здание,
сколоченное
из досок. В этом здании из пихтовых
веток
вырабатывали пихтовое масло, его использовали
для автомобилей вместо бензина. Называлось
все это – «Пихтоварка».
Кто работал на этом производстве, неизвестно, но хорошо
помню, что все пихтовые деревья вблизи
поселка
стояли с отрубленными ветками, только
верхняя
часть дерева, метра в два, была с ветками.
Очевидно, из этих пихтовых веток и
готовилось
пихтовое масло.
Так как завод находился в ведении комитета
по оборонной технике, то после окончания
войны, в 1945 году стекольное производство было
закрыто, и на базе этого производства
стала
развиваться деревообработка.
Для восстановления разрушенных городов потребовалось
много строительного материала, в том
числе
и из древесины. На базе корпуса стекольного
производства образовали цех № 4 по
выпуску
столярных изделий, дверных и оконных
блоков,
стулев, выпускались и чертежные доски.
Для сушки пиломатериалов были смонтированы
сушильные камеры. Элементами теплопередачи
служили ребристые трубы, в которые подавался
пар. Для выработки пара был построен корпус,
где были установлены два паровых котла модели
«Шухова». Пар, вырабатываемый в котельной,
использовался в сушильных камерах, для отопления
столярного и ремонтного цехов.
Вода для котлов подавалась с насосной станции,
а электричество для освещения - с электростанции.
Топливом для котельной служили отходы от
столярного производства, от лесопиления
и
дрова. В это время от электростанции
до котельной
через мост была проложена узкоколейная
железная
дорога. По ней на тележке перевозилось топливо от лесопилки
на котельную, а из столярного цеха
отходы
на котельную и электростанцию, в зависимости
от сложившейся ситуации. Тележка от
электростанции
до столярного цеха передвигалась при
помощи
лебедки, установленной в столярном
цехе,
а обратно той же лебедкой тележку спускали
на электростанцию. Бывало, что тележка
отцеплялась
от троса и тогда, набрав скорость,
она по
железной дороге докатывалась до мельницы
без всякой железной дороги. Этот вид
доставки
топлива дожил до самого конца существования
электростанции, т.е. до 1953 года.
В 1950 году на котельной, по неполным данным,
старшими кочегарами работали Игошев
Илья,
Санников Михаил, Волков Леонид, Южанинова
Таисья. Кочегарами –Фефелова Татьяна,
Кашина
Александра и другие.
На конец 1949 года энергетическое хозяйство
завода имело: локомобильный агрегат
с генератором
240 кВт*час – 1 шт., дизельный агрегат,
два
котла системы «Шухова», водокачку с
системой
водопроводов.
|
Машинисты локомобильных котлов, 1953год.
1 ряд: Прибылев М., Бабин И.,
Соболев В.,
Игошев Н., Петров В.,Лоскутов
А.; 2 ряд:
Кузнецов И., Хеликов А., Сибиряков
И.П.,
Аверичев В., Можаев В., Скобелев
Н.; 3 ряд:
Карамав И., Никитин А., Аверичев
Б.; 4 ряд:
Мяконьких Д., Журавлев П., Волков
Г., Семиряков
И., Смолин Г., Власова А., Андриянов
П.,
Медведев В. |
Пруд, от которого питались водой электростанция,
пихтоварка, общественная баня, являлся
стратегически важным объектом для завода и поселка, поэтому
туда был назначен смотритель. Насколько
я
помню, фамилия его была Овчинников.
В критические
моменты весенне – осеннего разлива
к спасению
пруда привлекались в первую очередь
пожарная
часть, как самая организованная, а
также
цеха и население. Такое бережное отношение
к прудам (а вода - это запас энергии)
было
вплоть до 1990 года. Без развития энергетики развитие завода и
поселка было бы невозможным. При рассмотрении
вопроса о расширении завода первым
был поставлен
вопрос расширения энергетики, поэтому
на
заводе в первую очередь построили новый
корпус
для установки трех котлов локомобильного
типа с паровыми машинами СК-4 и электрогенераторами
240 кВт*час каждый.
В январе 1951 года была введена в действие
первая локомобильная установка, а в
1953
году были пущены в работу все три машины.
Старая электростанция была демонтирована,
в оставшемся корпусе разместили фуражный
склад для конного двора, который был
построен
на территории электростанции. Конный
двор
имел до 40 лошадей и вплоть до 1977
года
являлся транспортным цехом под № 6.
Одновременно со строительством корпуса под
локомобильные машины строилась и новая
водокачка
(водонасосная станция). Для водонасосной
станции построили два здания в кирпичном
исполнении и бетонный резервуар емкостью
200 м3, где подвергалась обеззараживанию и насосами
подавалась по трубопроводам в башню.
Высота
башни была 25 метров, объем бака 20 м3. Башня была автоматизирована. При наполнении
бака в насосную подавался электрический
сигнал
на остановку насосов.
|