Деревообработка (1946 – 2000г.г.)
Маргарита Васильевна Никишина, учитель школы
с 1956 года.
Воспоминания о муже и себе.
Во время Великой Отечественной войны, когда
фашисты подходили к Донбассу, стекольный
завод из города Константиновка (это
в Донецкой
области) был эвакуирован в Сарс.
Вместе с оборудованием завода были отправлены
и работники, и жители города. Анатолий
(ему
было 16 лет) работал на этом заводе
токарем,
вот вместе с бабушкой и дедом они ехали
в
товарном эшелоне на Урал.
Мама Анатолия Екатерина Павловна в это время
была в заключении, в лагере под Акмолинском,
его сестра Ада – в детском дома.
По дороге на Урал дед Толи заболел (началась
гангрена одной ноги, так как другая
была
ампутирована) и его сняли с поезда
в Пензе,
там он и умер. В Сарс Толя приехал
с бабушкой
и дальними родственниками.
В Сарсу Анатолий работал всю войну на заводе.
Но уже в то время принимал активное
участие
в работе клуба. Дело в том, что в Сарс
были
эвакуированы еще и ленинградцы: работники
завода – специалисты, поэтому в заводском
клубе проводилась большая культурно-массовая
работа, ставились спектакли, в которых
Анатолий
играл почти всегда главные роли; существовал
хор, оркестр; в общем, самодеятельность
была
на высоком уровне. В трудные годы войны
люди
стремились объединиться: не только
вместе
трудиться, но и вместе отдыхать.
Закончилась война, и все эвакуированные стали
возвращаться в родные места, в 1946
году
вышла из заключения мама Анатолия и
приехала
в Сарс, к этому времени Толя взял из
детского
дома сестру. Вот тогда они уехали в
Константиновку,
но прожили там недолго (трудно было
жить,
не было жилья, не было средств к существованию),
и они всей семьей вернулись в Сарс,
где Анатолий
Анатольевич стал работать директором
клуба.
Он создал в клубе детский сектор самодеятельности,
очень много в то время было в клубе
молодежи,
детей, взрослых, люди принимали участие
в
самодеятельности, участвовали в районных
и областных смотрах самодеятельности.
В клубе
и в школе Толя вел спортивные секции.
Затем он стал в школе преподавать физическую
культуру и рисование, но где бы ни
работал
Анатолий Анатольевич, он отдавался
делу полностью,
всему, что знал и умел сам, стремился
научить
других, не жалея себя.
А в 1955 году мы встретились с Толей в школе,
куда я получила направление после окончания
педагогического института в городе
Пермь.
Мне сейчас кажется, что я уже тогда, при
распределении на работу по окончании
института,
чувствовала, что в Заводо – Сарсинской
школе
произойдет встреча с очень интересным
человеком
и решится моя судьба.
Я так добивалась того, чтоб направили меня
именно в Сарс, были и другие претенденты
на это место, к примеру, выпускница
нашего
курса, у которой родители жили в Тюше,
но
ей дали Щучье Озеро, а мне - Сарс.
Вот так я оказалась рядом с человеком, которого
полюбила очень сильно. Толя стал проявлять
ко мне знаки внимания. Я с радостью
их принимала:
любила присутствовать на репетициях
его хора,
а потом и сама руководила хором девочек,
любила бывать на подготовке спектаклей,
которые
Анатолий готовил. Удивлялась его работоспособности,
всесторонним талантам его, умению увлечь
людей, убедить, что дело, которым они
занимаются
важное и нужное и им самим, и обществу.
В
1956 году мы поженились.
Он и в Москве активно работал, сколотил группу
ребят во дворе, создал футбольную и
хоккейную
секции, сам организовал фотостудию
в одном
из свободных помещений в доме, учил
ребят
фотографированию, проявлению и печатанью
фотографий. Он, как и в Сарсу, вел
хоровой
кружок; струнный оркестр создавался
с большим
трудом, куда он только ни обращался,
чтобы
купить инструменты. Одним словом, невозможно
описать все, чем и как занимался Анатолий
Анатольевич.
Но ведь нужно еще учесть, что он был тяжело
болен уже тогда, в Сарсу, когда я с
ним познакомилась,
но он преодолевал болезнь такой активностью,
хотя часто приходилось вызывать «скорую
помощь».
27 января 1970 года он умер.
Нас с Анатолием Анатольевичем связывала общность
интересов, активное участие в жизни
школы,
коллектива людей, с которыми мы были
связаны,
нас многое объединяло.
Может быть, большая любовь, встреча с интересным
человеком, рождение дочери в Сарсу,
первое
место работы – школа, которая мне помогла
в становлении личности учителя способствовали
тому, что я так люблю Сарс. Люблю мою бывшую школу, людей, живущих в поселке,
люблю, потому что здесь помнят Толю,
его
дела; с какой радостью я жду всегда
встречи
с Сарсом.
Зинаида Васильевна Хасанова, учитель школы
с 1965 года.
Воспоминание о школе.
В Сарсинскую среднюю школу я пришла работать
в августе 1965 года, коллектив был
большой,
дружный, стабильный.
Руководил коллективом И.Н. Пашуков, Е.Н.
Сержантова – завуч и по начальным классам
завуч С.У. Ольков.
В коллективе работали
О.А. Картошкина |
З.А. Пашукова |
А.Д. Малухина |
К.М. Шатунова |
А.А. Шатунов |
Т.З. Титова |
А.И. Титов |
П.С. Булатов |
Л.Н. Меркурьева |
Н.Н. Шайдурова |
С.С. Ужегова |
Г.А. Колупаева |
А.В. Шевантаева |
П.А. Шевантаев |
И.Н. Стрельцова |
Л.П. Демакова |
П.В. Анисимова |
С.С. Вилисова |
Д.Я. Олькова |
Н.Я. Мерзлякова |
Н.А. Сергеева |
А.Г. Огородникова |
К.В. Шакиров |
Н.И. Кокотова |
В.А. Попова
|
|
|
|
Педколлектив начальной Сарсинской школы. 1ряд: Хасанова З.В., Патракова М.А., Казыханова Г.Т., Шмырина Н.В., Гилева Т.И., Нуриева
Р.А., Забаранилова З.Д., Мартюшева
А.Я.;
2 ряд: Тутынина Н.А., Беспалова Н.С., Новоселова
Н.В., Плотникова Л.В., Межуева
Е.Н., Попова
Л.И., Епифанова Е.В.; 3 ряд:
Моренко В.А.,
Хокканен Н.П.,Тимофеева Г.Е.,
Скурепова Г.В.
|
Учителя начальных классов: А.З. Змеева, Н.К.
Змеева, А.А. Густомесова, Т.М. Глухова,
В.И.
Решетова, А.Н. Вилисова.
Ученики с пятого по десятый классы учились
в новой кирпичной школе по улице Мира.
Открылся
медицинский пункт в школе, которым
заведовала
Марина Васильевна Шакирова, она проработала в школе двадцать пять лет.
Начальная школа осталась в деревянной школе
на горе на втором этаже, а на первом
этаже
была коррекционная школа.
Школа была перегружена, работала в две смены.
Позднее стали работать в школе учителя
Л.Ф. Конькова |
М.П. Тимофеева |
В.П. Сафонова |
Г.В. Власова |
Т.А. Манохина |
Т.И. Гилева |
С.Т. Кайдарова |
В.И. Ширяева |
Т.И. Белоусова |
М.Я. Решетникова |
Ю.С. Балеевских |
О.Г. Попова |
А.Н. Вилисова |
В.А. Попова |
|
По направлению к нам приехала Н.П. Хокканен
учитель физкультуры, затем она перешла
работать
в начальную школу.
Чуть позднее приехали историки В.А.Останин
и В.А. Останина, географ В.Н. Мартюшева,
учитель иностранного языка Т.М. Степанова,
Л.В. Казанцева, В.В. Казанцев.
Жизнь в школе кипела ключом, успеваемость
в школе была хорошая, дополнительные
занятия
со слабыми учащимися, политзанятия.
Профсоюзные
собрания, производственное совещание,
заседания
М.О., домой ходили только спать. Получала
я пятьдесят шесть рублей (казалось,
это много).
Давали открытые уроки для учителей нашей
школы, для учителей района и даже для
представителей
из области, для директоров школ. Готовились
ко всем праздникам: седьмое ноября,
День
конституции, Новый год, 8-е марта,
1-е Мая,
9-е Мая, к смотру художественной самодеятельности.
Наша школа занимала призовые места,
награждалась
путевками в города Казань и Ульяновск.
Директором с 1965 года стала Л.Н. Меркурьева,
затем В.А. Останин, Н.Я. Мерзлякова.
Строилась новая школа в Микрорайоне, которая
открылась в сентябре 1986 года, школу
возглавил
В.Г. Собянин, школа была светлая, просторная.
Наконец - то свершилась наша мечта – работа
в одну смену. Очень жаль, что он не стал работать в школе.
А.А. Боброва вела уроки музыки в средней
школе. Дети, начиная с пятого - седьмого
класса выступали с хоровым пением по
классам
и по параллелям.
Л.Ф. Крауклис (Конькова) – учитель начальных
классов уехала из нашей школы в город
Березники
и поступила на истфак, я вела с ней
переписку.
Вот что она писала: «Зинаида Васильевна,
так хорошо, как в нашей школе, здесь
никто
не работает, наши Сарсинские учителя
заслуживают
орденов и медалей». После окончания
вуза
Людмила Федоровна работала в райкоме
партии,
учителем истории в Сарсинской школе,
в настоящее
время возглавляет Сарсинский поселковый
совет.
Н.Г. Меркурьева – бессменный библиотекарь
нашей школы и социальный педагог, пять
лет
нагрузку социального педагога она вела
на
общественных началах, работа социального
педагога трудная, она работает с многодетными
семьями, трудными детьми и семьями
с детьми
- сиротами. Болеет за своих детей всей
душой,
очень переживает за судьбу детей -
сирот.
В настоящее время из стажистов в школе остались |