Деревообработка (1946 – 2000г.г.)
Расим Идрисович Зарипов, начальник цеха 1980-2004 г.г.
Наталья Александровна Сабурова, начало деревообработки
Транспортный цех.
В 1933 году завод приобрел автомобили ЗИС-5,
теперь сырье и готовую продукцию доставляли
наряду с конной тягой на автомашинах.
Первыми
шоферами завода были В.К. Петров, И.Я.
Кудрявцев,
В. Третьяков, А.И. Зимин, П.С. Михалев.
В 1934 году завод перешел на выпуск аптечной
посуды, химических бутылей и оконного
стекла.
Станцией отгрузки была станция Чад,
но щебеночная
дорога между Сарсом и Чадом была построена
лишь в 1939 году, так что перевоз стекла
и стеклянной посуды требовал внимания
и осторожности.
С началом войны многие водители ушли на фронт,
их заменила молодежь: Василий Алексеевич
Савосин, Павел Петрович Бобылев, Василий
Григорьевич Скобелев.
Машины были ЗИС-5 и трофейные, с 1934 года
начальник гаража Зимин Алексей Иванович,
затем Николай Афиногентович Буторин, после него
были начальниками Михаил Иванович Шубин,
Аркадий Александрович Булыгин, Василий
Григорьевич
Скобелев. Это были переходные годы,
от стекольного
производства к деревообработке. Был
создан
20-й отдел с задачей: обеспечить предприятие
деловой древесиной, дровами для электростанции
и котельных. Леса требовалось значительно
больше, чем для стекольного завода.
Для вывозки
его из лесосек строилась лежневая дорога.
За вывозку отвечал десятый цех – транспортный.
Ежегодно вывозилось до восьмидесяти тысяч
кубометров леса. К середине шестидесятых
запасы леса закончились, и встал вопрос
о
доставке его по железной дороге, что
и был
решено в 1971 году с постройкой железнодорожного
тупика.
Теперь усилия гаража были сосредоточены на
снабжении производства оборудованием,
комплектующими,
подсобными материалами.
Гараж трижды менял свое местонахождение,
сначала в 1935 году он располагался
у старого
пруда за мостом справа, затем в 1947
году
у пожарного депо, а в 1978-1979 году
на месте
стекольного завода.
Наибольшее развитие транспортного цеха завода
произошло в восьмидесятых годах. В
1978-1979 г.г. гараж получил свою территорию.
Новый корпус, административное здание, склады,
помещение для ремонтных работ, две
смотровые
ямы соорудил завод для транспортного
цеха.
|
Майская демонстрация 1972г. |
Техника: автомобили повышенной проходимости
– «ЗиЛ-157», «ГаЗ-66», более легкие
«ГаЗ-52»,
трактора гусеничные и колесные, внутризаводская
техника, козловые краны, тепловоз,
вагоны,
строительно – дорожная техника.
В связи с образованием подсобного хозяйства
завода в 1982 году произошло значительное
увеличение автопарка и численности
работающих.
Замена устаревшей техники на новую.
Появились Уралы, ЗиЛ-131, трактора Т-130,
ДТ-75, ЮМЗ и другие. Пополнился и станочный
парк: станок для шлифовки коленчатых
валов,
станок для шлифовки клапанов, токарно
– винторезный
станок, приборы диагностики.
Основной задачей цеха являлось своевременное
обеспечение транспортом цеха, отделов
и строительных
объектов завода, предоставление услуг
населению.
Для выполнения всех задач был создан коллектив,
насчитывающий в 1985 году 198 человек,
обслуживающий
165 единиц техники. Руководил цехом
до 1983
года Михайлов Виктор Николаевич, создавший
успешно работающий аппарат управления.
Старший механик Виталий Андреевич Жданов,
механик по кранам Н.И. Ахтариев, диспетчер
Александр Семенович Попов.
Последние двое, отработав длительные сроки,
ушли на заслуженный отдых из гаража.
Для успешного строительства многоквартирных
домов, цехов завода проведения ремонтных
работ были получены новые автокраны
на базе
автомобилей ЗиЛ-130, КраЗ-257, пневмоколесные
краны грузоподъемностью 16 тонн.
Экскаваторщики: Виктор Яковлевич Шилов, Александр
Пастухов участвовали в строительстве
практически
всех домов Микрорайона, школы, детского
комбината,
незаконченного дворца спорта.
Крановщики Ф.М. Жарков, Г.И. Шатунов, Леонид
Поздеев, П. Забаранилов сделали очень
много
для успешного строительства.
Отдельная тема – это существование около
10 лет подсобного хозяйства. Перевозка
сена,
заготовка силоса и других кормов, уборка
– весь цикл сельхозработ. Гаражу досталась
обеспечение транспортом всех сельскохозяйственных
дел. Водители: М.П. Сурков, Рамазанов,
старейший
водитель В.А. Савосин постоянно выезжали
в деревню Порозово – одно из отделений
подсобного
хозяйства.
На автобусах А.В. Семенов, В.Н. Беспалов
возили работников на сенокос, не считаясь
с выходными днями. За ними же оставались
и поездки в г. Пермь на культурные
мероприятия.
В этих же поездках участвовал и водитель
Н.Ф. Новиков. Спортивные мероприятия
не обходились
без него.
В гараже существовали водительские династии: Русаковы, Гавриловы,
Гилевы, Семеновы, Булыгины. Многие
после
учебы в школе приходили в гараж, работали
до службы в армии и возвращались обратно.
Почти сорок лет отработал водителем
Александр
Владимирович Семенов, немногим больше
Василий
Алексеевич Савосин, теперь они здравствующие
пенсионеры.
Много лет отработал в гараже водителем монтажной
машины Лоскутов Анатолий Филлипович.
Стройка,
монтаж и ремонт линий электропередач
– везде,
где требуется подъем людей на высоту,
работал
он.
Отдельная категория водителей – это междугородники,
особая каста. География перевозок -
Ленинград,
Москва, Харьков, Эстония, многие города
Сибири,
Урала.
Все водители, как правило, первого класса
с большим стажем работы, опытные, способные
в дороге устранить практически любую
неисправность:
В.В. Яковлев, С.А. Булыгин, В.М. Селезнев
(ныне начальник гаража), Г.В. Кузнецов,
С.А.
Гилев, Н.Ф. Новиков, и многие другие.
Как правило, из всех командировок наши водители
возвращались живые, здоровые и с соответствующим
грузом. Во время поездки В.М. Селезнева
в
Ленинград на КамАЗе на встречную полосу
выехал
легковой автомобиль. В результате практически
лобового столкновения легковой автомобиль
восстановлению не подлежит, КамАЗ В.М.
Селезнёва
на буксире доставили в гараж. В последующем
автомобиль из-за повреждения рамы пришлось
списать. Виновным суд признал водителя
легкового
автомобиля, который и возместил ущерб.
Перегон новых автомобилей с заводов изготовителей
осуществляли опытные водители: В.В.
Чикуров,
и старший механик Н.К. Ахтариев, мастер
В.Е.
Фарафонов – опытный водитель и Р.И.
Зарипов
– механик.
Гордость гаража своя АЗС (автозаправочная станция), оборудованная
четырьмя автоматическими бензоколонками.
Топливо завозили с местной нефтебазы.
Длительное
время работали операторами АЗС Г.Н.
Малухина,
В.Н. Семенова. За исправностью оборудования
АЗС следил слесарь В.А. Солдатов.
Ремонтная база гаража являлась одной из лучших
в районе. Станочник С.В. Веселухин,
слесари
А.Е. Вострецов, В.А. Солдатов, выполняли
практически все ремонтные работы.
К 1985 году стало ясно, что стоянка автомобилей, тракторов
в зимнее время на открытой стоянке
- это
прошлый век. Было принято решение о
строительстве
теплого помещения для транспорта. В
1987
году построен модуль «Канск».
Условия труда и эксплуатации автомобилей
значительно улучшились.
Транспортному цеху завода принадлежали и
пожарные автомобили на базе «ЗиЛ-131».
Получали
и доставляли их на завод водители гаража.
Железнодорожный участок транспортного цеха
– это 60 человек. Техника: два тепловоза,
больше сотни вагонов различного назначения,
7 километров железнодорожной ветки и около 2 километров железнодорожных путей на территории завода,
тепловозное депо, склады, козловые
краны.
Задача: отгрузка продукции вагонами, перевозка
круглого леса, щебня, железобетона
и других
грузов.
Длительное время работал начальником участка
Напарин В.И., А.С. Мартюшев (ныне пенсионер),
мастером Л.А. Каракшева.
Содержание железнодорожных путей, ремонт,
очистка от снега в зимнее время – все
это
возлагалось на коллектив гаража. Доводилось
работать и в праздники. Двадцать четыре
года
(из них двадцать лет начальником гаража)
работы в транспортном цехе.
В 1980-2000 гг.г. коллектив цеха оказывал
населению поселка услуги: вывозка дров,
сена,
навоза, перевозка домашней мебели,
ритуальные
услуги. В зимнее время очистка от снега
дорог,
гаражей и так далее. Услуги для работников
завода обходилось недорого. Копка траншей,
водопроводов, погребов - вот неполный
перечень
работ, которые выполнял на экскаваторе
Ф.М.
Галяутдинов.
|